В центре Брестчины раскинулась редкая на Белоруском Полесье возвышенность — Загородье. В его северной части бежит река, которая заканчивает свой путь в объятиях неторопливой Припяти. Издавна селился здесь человек. Река давала еду, помогала выжить в тяжелых условиях. Возможно поэтому, как бы в знак благодарности, люди и дали ей такое ласковое имя — Ясельда. Мотоль — одна из многочисленных деревень, расположенных на берегу Ясельды. Но, наверное, самая древняя, самая большая и самая отличительная.

Причина этому, конечно, удобное географическое расположение. В средние века рядом проходили торговые пути из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское. Не так далеко располагались местечки и города: Янов-Полесский, Логишин, Пинск, Дрогичин, Береза, Телеханы. Местом многочисленных ярмарок был Мотоль. Да и позже — вплоть до наших дней сохранилась эта традиция. Ну, а торговля, как известно, двигатель прогресса. Поэтому социально–экономическое развитие Мотоля шло не только нога в ногу со временем, но, зачастую, и обгоняло его. Сегодня деревню, что стоит, считай в самом центре Брестского Полесья, со всеми уголками его (да и не только) связывают хорошие, современные дороги: Брест – Пинск - Гомель, Барановичи - Пинск, Ивацевичи – Белоозерск - Иваново. Обжитый, словом, край, и Мотоль тоже место людной, шумное.

Тяжело определить точную дату появления поселения на месте сегодняшней деревни. Археологические раскопки показывают, что между рекой Ясельда и озером Жидинье располагались стоянки каменного века.

Первое же письменное упоминание о деревне найдено в актах Литовской метрики — государственного архива Великого княжества Литовского. «За паном Дарком 14 человек в Мотоли...» — эта запись, сделанная примерно в 1422 г. и дала повод считать датой основания деревни указанный год.

О возникновении Мотоля у местных жителей есть много преданий. Тяжело сейчас сказать, которое из их наиболее соответствует действительности, ведь в каждом — своя правда, свои предположения.

Согласно одному из преданий, поселение на современной территории деревни сначала имело название Прохов. Во время татарского нашествия оно было сожжено, а большинство жителей погибло в неравном бою. Но это событие ставится под сомнение данными последних исследований белорусских историков, согласно которым на территорию современной Белоруси монголо-татарские племена не дошли. Думается, однако, что отдельный отряд монголо-татар мог пробиться в здешние края и наделать большой беды, отголоски которой прошли в преданиях через столетия.

Второе предание более позднее, относиться к тем временам, когда по равнине и небольшим возвышенностям полесского Загородья проходил путь из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское. Именно на этом пути, на торговой дороге из Пинска в местечко Бездеж и построил предприимчивый человек по фамилии Мотыль трактир и постоялый двор для отдыха людей и лошадей. К Мотылю, усмотрев выгодность места, постепенно присоединялись другие люди — так и возникло поселение. «Паедзем да Матыля», — говорили тогда, укрепляя таким образом название новой деревни.

В другой раз говорят, что всё было значительно проще: в этом месте на лугах около реки, в море разнообразных растений и ароматных цветов, прекрасно чувствовали себя мотыльки. Их большое количество так поразило первых жителей, что они и название своему поселению дали соответствующее — Мотыль.

Существует у местных жителей и легенда о возникновении названия реки Ясельда. Согласно ей, в небольшом селении на берегу реки жили белорусский парень Ясь и еврейская девушка Эльда. Они любили друг друга, но родители были против их отношений. Когда молодые узнали, что родители против, то решили быть вместе если не на этом, то на том свете. Взявшись за руки, они бросились в воды реки. С тех пор реку начали называть Ясельдой, соединив имена Яся и Эльды.

Которой из историй верить? Которой придерживаться? Вопросы, думается, из числа риторических. Всё рассказанное выше вправе на жизнь, если смогло пробиться к нам сквозь толщу времени, через далекие века. Тем более, что время это было заполнено большими и сложными событиями...