История Православия родного края

До пожара 1860 года в Мотоле церкви были деревянные. В каждой церкви были свои колокола. По преданию, в одной из церквей был колокол, который был отлит в 12 веке. По приказу царя Петра I во многих церквях снимали колокола и переплавляли их на пушки. Мотоляне, узнав об этом, решили снять колокол и спрятать в соседней небольшой деревеньке Тышковичи. Связав две лодки, положили колокол и ночью по реке Ясельде поплыли к деревне. Подплыли к самому глубокому месту, и тут эти лодки разошлись в разные стороны, колокол ушел под воду. Сколько не искали его потом, так и не нашли. Но место это так и сейчас называется – Звонинское.

Этот случай часто вспоминают старожилы, надеются, что в наше время можно найти этот колокол. Вера православная людей с каждым годом крепнет.

Летом 1863 года пожар уничтожил почти половину Мотоля. Погорельцам выделили денежную помощь. В 1864 году открыто народное училище, где обучалось 93 учащихся, имелась библиотека – 177 томов. В это время было принято решение о строительстве каменной Мотольской церкви. По просьбе Церковного Совета Мотольской Церкви было направлено прошение Гродненскому губернатору об ускорении постройки новой церкви вместо сгоревшей в 1860 году.

Проект храма был разработан архитектором Кржижановским и считается индивидуальным, а не как было принято в Петербурге в те годы для провинции «типовым и привязанным».

Вопрос заготовки строительных материалов, порученный участковому чиновнику Борецкому и церковному совету, нашел отражение в постановлении Мотольского Церковного Совета.

… Так как в м. Мотоль нет кирпичного завода, и самый грунт земли не дает возможности устроить таковой, и так как вблизи заводов нет, как у помещика Кобринского уезда Скирмунта и у Еврея, имеющего свой завод в селе Дружиловичи, расстояние которых от м. Мотоль 8 верст, первоначально забрать справки у них: «почему они будут согласны доставлять кирпич на постройку Мотольской Церкви и как для первоначальных работ заготовить хорошего леса, как то на балки, пол, двери, окна, на подмостки при кладке Церкви и на всякие непредвиденные надобности, то поручить двум Старшинам Церковного Совета Григорию Прадуну и Константину Парфиевцу узнать у владельцев ближайших лесных дач, не будут ли они согласны продать лес, так как вблизи Мотоля нет казенных дач и по собрании таковых справок составить новое постановление Церковного Совета.

Собрав справки через своих старшин, Церковный Совет вынес постановление покупать кирпич у помещика Кобринского уезда Скирмунта по 12 рублей за тысячу и у Еврея в селе Дружиловичи по 10 рублей за тысячу (кирпич у Скирмунта был лучшего качества и по размерам больше, чем у Еврея).

По окончании строительства церкви деньги были переизрасходованы. Недоверие к главному строителю церкви привело к тому, что он написал прошение с указанием всех расходов. Церковь была построена летом 1875 года. В 1877 году был установлен четырехъярусный иконостас.

Церковь построена в ретроспективном «русском» стиле «кораблём» и состоит из 4-х канонических частей. Оштукатуренные фасады насыщены архитектурной пластикой, заимствованной из классицизма, византийской и древнерусской архитектуры: слоистые пилястры, оконные наличники, порталы с килеобразными архивольтами, сухарики, филенки. Стройность фасаду придают угловые пилястры.

Документы, подтверждающие дату ввода церкви в эксплуатацию и имя автора проекта, на сегодняшний день не обнаружены.

С этого времени церковь никогда не была закрыта. Ни в годы после революции 1917 года, ни в годы Великой Отечественной войны, тем более в послевоенные годы.  

Сегодня Храм Преображения Господня – архитектурный памятник.
За всё прошедшее время много священников служило верой и правдой Господу Богу, укрепляли веру православную среди населения. Нелегкое бремя несли они. Особенно те, кто служил во время смуты. С особой благодарностью вспоминают жители иерея Георгия Александровича Раздзиловского. Приехал он в Мотоль в 1936 году. Жена умерла, пятеро детей было на руках. Поселился в домике около Мотольского озера. Человек он был очень добрый и внимательный. Жители всегда шли к нему за советом, и он никому не отказывал. Но и ему помогали. В годы войны, на третий день после начала военных действий, в Мотоль вступили немцы. К домику священника подошёл немецкий офицер и сказал, что место, где сейчас он находится, очень похоже на его родные места в Германии. Отец Георгий знал немецкий язык, они разговорились. К вечеру немецкие солдаты пригнали лошадей на площадь, к церкви. Там стояла помпа, которая качала воду для населения. Люди начали кричать, что место это святое. По приказу офицера лошадей повели к реке и больше не появлялись с животными.

Во время войны в Мотоле жило около полторы тысячи евреев. Фашисты, согнав их за деревню, начали расстреливать. Жители, кто смог, старались спрятать хотя бы детей, и многим это удавалось. Одну девочку привели к священнику, кто-то донёс на хозяина, что он прячет маленькую еврейку. Отец Георгий взял её к себе. Увидев, что к его дому идут фашисты, он взял её на руки и сказал: «Забирайте её вместе со мной». Немцы постояли немного и ушли. После войны её нашёл отец, забрал с собой в Суздаль. Потом она несколько раз приезжала в Мотоль.

Когда начали поджигать деревню, огонь очень быстро распространялся. Люди побежали толпой к церкви. Отец Георгий взял в руки крест, раздал несколько икон и люди пошли навстречу фашистам. В недоумении немцы увидели толпу, которая шла им навстречу. Когда они встретились, то священник сказал, что в деревне живут православные люди, они верят в Господа Бога и просят остановить это безумие. Что еще говорил отец Георгий, жители не уловили, так как немецкий язык не знали, но пожар был остановлен. После всех этих событий отца Георгия начали называть священником-миротворцем. До 1951 года он был настоятелем церкви Преображения Господня и никогда не допускал поругания храма. Был главой образцовой православной семьи и воспитывал своих детей так, чтобы они готовились к предстоящему труду и подвигу на благо своей Родины.

Многие прихожане помнят годы, когда повсеместно закрывались церкви. Но сколько ни было попыток закрыть церковь в Мотоле, этого не произошло. Люди приходили к церкви и не давали проникнуть внутрь представителям власти. Несколько раз на территории церкви вбивали колышки ближе к зданию, но следом за землеустроителем шли прихожанки и сразу же выбрасывали колья. В конце 1970 года запретили колокольный звон. Это вызвало недоумение у жителей. Несколько лет собирались люди на богослужение без колокольного звона. Но прошло время, колокольный звон собирает опять прихожан.

В конце 80-х годов посещать церковь не разрешалось детям. Но жители деревни очень хотели, чтобы дети приобщались к православной вере. Просили отца Николая, чтобы он проводил, хотя бы иногда, занятия с детьми. Воскресной школы не было, поэтому собирались в храме. Отец Николай учил азам православной веры. Детей было немного, но главные молитвы ими были выучены при храме.

Когда началось строительство по соседству Дома культуры, то нашим прихожанам пришлось ехать даже в Москву, так как местная власть хотела забрать часть земли под строительство Дома культуры. В Москве их принял Леонид Ильич Брежнев, и после этого никто больше не посягал на землю около церкви.

Три года назад были собраны документы, сделан проект реставрации церкви. В течение полутора лет произведён капитальный ремонт храма.

В нашем храме очень красиво. Стены расписаны, много икон. В дар приняты иконы, написанные на Афоне много лет тому назад. Эти иконы особо почитаемые в нашем храме Преображения Господня.

После реставрации церковь очень преобразилась. К нам часто приезжают люди на экскурсии из разных уголков нашей страны. При храме открыта воскресная школа, есть библиотека, в которой можно найти много книг для взрослых и детей.

Церковь никогда не пустует. Приходят в храм с радостью и бедой. Каждый находит утешение в молитве.

Сильные и смелые люди есть у всех народов. Но мало быть только сильным и смелым. Главное – надо уметь совершать добрые дела во славу Божию, а для этого необходимо ещё, чтобы сердце, душа и мысли всегда были чистыми.

Русь крестилась не ради земного счастья, а ради будущей жизни в Царствии Небесном. Только в нем видит православный человек награду за свою суровую и опасную жизнь на земле.