Мотоль — одна из многочисленных деревень, расположенных на берегу реки Ясельда. Но, наверное, самая древняя, самая большая и самая отличительная, своеобразная.

Мотоль

Причина этому, конечно, удобное географическое расположение. В средние века рядом проходили торговые пути из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское. Не так далеко располагались местечки и города: Янов-Полесский, Логишин, Пинск, Дрогичин, Береза, Телеханы. Местом многочисленных ярмарок был Мотоль. Да и позже — вплоть до наших дней - сохранилась эта традиция. Ну, а торговля, как известно, — двигатель прогресса. Поэтому социально–экономическое развитие Мотоля шло не только нога в ногу со временем, но, зачастую, и обгоняло его.

Тяжело определить точную дату появления поселения на месте сегодняшней деревни. Археологические раскопки показывают, что между рекой Ясельда и озером Жидинье располагались стоянки каменного века.

Первое же письменное упоминание о деревне найдено в актах Литовской метрики — государственного архива Великого княжества Литовского. «За паном Дарком 14 человек в Мотоли...» — эта запись, сделанная примерно в 1422 г., и дала повод считать датой основания деревни указанный год.

Мотоль

О возникновении Мотоля у местных жителей есть много преданий. Тяжело сейчас сказать, которое из них наиболее соответствует действительности, ведь в каждом — своя правда, свои предположения, своя аргументация.

Согласно одному из преданий, поселение на современной территории деревни сначала имело название Прохов. Во время татарского нашествия оно было сожжено, а большинство жителей погибло в неравном бою. Но это событие ставится под сомнение данными последних исследований белорусских историков, согласно которым на территорию современной Беларуси монголо-татарские племена не дошли. Думается, однако, что отдельный отряд монголо-татар мог все-таки пробиться в здешние края и наделать большой беды, отголоски которой обнаружились в преданиях и через столетия.

Второе предание, более позднее, относится к тем временам, когда по равнине и небольшим возвышенностям полесского Загородья проходил путь из Галицкой Руси в Великое княжество Литовское. Именно на этом пути, на торговой дороге из Пинска в местечко Бездеж, и построил предприимчивый человек по фамилии Мотыль трактир и постоялый двор для отдыха людей и лошадей. К Мотылю, усмотрев выгодность места, постепенно присоединялись другие люди — так и возникло поселение. «Паедзем да Матыля», — говорили тогда, закрепляя таким образом в сознании людей название новой деревни.

Некоторые говорят, что всё было значительно проще: в этом месте на лугах около реки, в море разнообразных растений и ароматных цветов, прекрасно чувствовали себя мотыльки. Их большое количество так поразило первых жителей, что они своему поселению и название дали соответствующее — Мотыль.

Мотоль

В начале XVI в. Мотоль входил в состав Пинского княжества, а Пинское княжество административно выступало составной частью Трокского воеводства.

В 1520 г. пинский князь Федор Иванович Ярославич передает эти земли Успенской Лещинской церкви. Есть и соответствующий документ об этом — «жалованная» грамота: «...Я, князь Федор Иванович Ярославич, чиним знакомито сим нашим листом, кому будет потреба их видети, или чути, слышати нынешним и напотом будучим. Придали есмо на церковь Божью Пречистое Богоматери в Лещи пять озер: одно озеро в селе нашем в Мотоли, на имя Мотоль, а второе озеро в Мотольской же земли на имя Жидень, а в Тышковичах две озере, на имя Мылне и Скупое, а пятое озеро в Порецкой земли, на имя Гоще...

А писал есми я, князь Федор Иванович Ярославич, сесь мой лист сим своею рукою. Писал в Пинску...».

После смерти Федора Ярославича его владения, в том числе и Мотоль, переходят к польскому королю Сигизмунду I Старому, который, в свою очередь, передает часть земель в управление своей жене Боне Сфорца.

Мотоль, Королева Бона

Кстати, у мотолян существует предание, что центральная площадь местечка раньше называлась «пляц королевы Боны», которая, согласно тому же преданию, не раз сюда наведывалась, переселяя из Италии, откуда она была родом, мастеров-ремесленников. Среди жителей Мотоля распространены редкие фамилии (таких совсем нет в окружающих деревнях), например, Палто, Кульбеда, Шиколай, Кузюр. По-видимому, они итальянского и немецкого происхождения и происходят от тех людей, которых когда-то переселила королева Бона. Более точных исторических сведений об этом не найдено, но предание существует и, очевидно, имеет право на жизнь. В середине XVI в. Мотоль стал одним из центров ремесла и торговли, тут начали проводиться большие ярмарки, на которые приезжали из всех окрестностей.

Мотоль, Музей

Местечко быстро росло и, как свидетельствуют записи Центрального государственного исторического архива Литвы, по ревизии 1555 г. было отнесено к числу местечек с самоуправлением. Факт очень значительный и важный, ведь он давал мотолянам определенную независимость: они освобождались от феодальных повинностей, суда и власти воевод, старост и других государственных должностных лиц. Полученное Магдебургское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественная жизнь, сословное состояние жителей регулировалось собственной системой юридических норм, отыграло большую роль в развитии ремесленничества и денежно-товарного обмена. И главное – над жизнью и бытом мотолян не висел призрак крепостничества, которое господствовало в окружающих местах.

Уже в то время Мотоль славился своими ремесленниками, торговцами, вообще – умелыми людьми, которые и жнут, и ткут, и шкуры лучше всех в округе изготавливают, и печи кладут, и дома быстро и специфически строят. А еще – ярмарками, на которых можно было не только себя показать, других посмотреть, но и, главное, приобрести нужное в хозяйстве, продать свое изделие либо обменять его, договориться насчет других жизненных дел и т.п.

После введения «Устава на волоки» 1557 г. вместо общинного вводилось подворное землевладение. Хорошо это или нет? Можно по-разному на это посмотреть. Вместе с определенными свободами в пользовании землей реформа, однако, увеличивала и барщину, вдвое вырос оброк. Были и другие отрицательные для людей моменты.

Не удивительно, что в мотольских преданиях описанные выше явления и события занимают отдельное место. В них утверждается, что местные жители имели дарованную королевскую грамоту на «пергаменте», по которой все земли в Мотоле считались их собственностью, а сами мотоляне были подданными короля и ни одному феодалу в крепостничество не передавались. Но когда умирал король, то его преемник должен был подтвердить привилегии жителей новой грамотой.

А вот что свидетельствовала об этом член Императорского Русского географического товарищества Мария Сакович, сама, кстати, родом из соседней с Мотолем деревни Молодово, которая в 80-ые годы XIX в. вела тут историко-этнографические исследования и написала ученую работу «Крестьяне местечка Мотоль и их песни», изданную в 1888 г.: «...Крестьяне городка Мотоль к царствованию императрицы Катерины пользовались правами мещанства, которые им впервые даровала королева Бонна, и при вступлении на престол каждого из следующих королей Польских депутаты от Мотоля ездили вместе с Пинчуками и Логишинцами за подтверждением своих прав в Варшаву: у них сохранились привилегии от семи польских королей...»

О том, как мотоляне защищали свою независимость, сохранилось следующее предание. В депутацию от Мотоля к королю Польскому за подтверждением привилегий избран был мещанин Понедилец. Прибыв в Варшаву и получив грамоту от короля, Понедилец начал собираться домой. В это время к королю является заслуженный польский воин – Лукашик и просит о дарении какого-либо поместья. Король вспомнил про Мотоль и предложил Лукашику: «Если вы сумеете догнать Понедильца и отобрать подписанную мною грамоту, то Мотоль будет вашим». Один из слуг рассказал об услышанном Понедильцу, и тот, предупрежденный о затеянном на него нападении, отправился в дорогу. Вслед за ним отправилась погоня. Зная об этом, Понедилец старался запутать свои следы и потайными тропами добирался в Мотоль. Придя домой, он отдал грамоту жене и приказал быстро спрятать ее в повойник.

Лукашик c подчиненными пришел в Мотоль, нашел Понедильца, обыскал его и весь дом, причем Понедилец сказал яму: «Вам, Лукашик, есть кашу с маслом, а не с Понедильцем бороться». Не найдя грамоты, поляки убили Понедильца и вернулись в Варшаву ни с чем...

Во время правления в России императрицы Екатерины, после раздела Польши, вся местность была присоединена к Российской Империи, и мотоляне, неизвестно по каким причинам, не поехали к императрице Екатерине за подтверждением привилегий.

Мотоль

Герб Мотоля

Отныне они вошли в состав Государственных крестьян, и несколько раз потом при царях Павле, Николае I, Александре II они ездили в Петербург просить освобождения от налогов, но все их усилия были напрасными.

Все вышеприведенные свидетельства М. Сакович очень важны, ведь, к сожалению, сами грамоты о привилегиях до нашего времени не сохранились. Согласно рассказам старожилов, они долгое время находились то у войта, то в гмине, а во время Великой Отечественной войны сгорели. Правда, косвенно сведения о Магдебургском праве упоминаются в донесении станового 2-го мирового участка Кобринского уезда по делу «О взыскании процентов с крестьян погорельцев м. Мотоль при займе денег от мещан-евреев (август - сентябрь 1879 г.)»: «...Имели, кроме этого, процесс с помещиком и казною о Мотольском озере и Магдебургском праве, даренном им вроде бы королем...»

Летом 1864 г. пожаром была уничтожена половина местечка, властями были выделены деньги на ее восстановление, но пошли они на строительство Спасо-Преображенской церкви.

12.jpg

13.JPG

Карта 1915 года

Карта 1915 года, Мотоль

После Октябрьской революции, гражданской и советско-польской войн Мотоль оказался в составе Польши.

Вторая мировая война оставила многочисленные трагические следы в жизни Мотоля и мотолян.

В послевоенные годы Мотоль развивался, сохраняя при этом следы центра ремесленного производства. Издавна богат Мотоль своими талантами. Славой своей обязан он мастерству ткачих, портных, резчиков по дереву. Мотольские кожухи и рушники известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Мотоляне сберегли свою самобытную культуру, не дали ей затеряться в веках, донесли до сегодняшнего дня. Чтобы сохранить такое богатство, в 1995 г. был открыт музей народного творчества, основное направление деятельности которого – сбор, изучение, сохранение и возрождение материальной и духовной культуры Западного Полесья.