Нарушение осанки – распространенная проблема среди детей. Деформации позвоночника в том или ином виде, по некоторым данным, встречаются примерно у 15% дошкольников и у 30% учеников начальных классов. Чем старше ребенок, тем риск нарушений выше, поскольку возрастает нагрузка на позвоночник.

Если своевременно обратить внимание на проблему и принять соответствующие меры, то возникшие дефекты в большинстве случаев удастся обратить. Но в запущенных ситуациях увеличивается риск снижения подвижности диафрагмы и грудной клетки, уменьшения амортизирующей способности позвоночного столба, вплоть до ухудшения работы легких, сердца и сосудов, утраты части функций нервной системы.

Вовремя начатая профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста и младших школьников позволит избежать подобных неприятностей. Если делать все правильно, то удастся снизить вероятность развития более серьезных патологий, таких как сколиоз, остеохондроз, межпозвонковая грыжа.

Причины деформаций спины у детей

Искривление спины у детей может быть следствием врожденных дефектов или приобретенным. В первом случае речь идет о развитии патологий в период внутриутробного развития, когда происходит закладка основных органов и систем. Во втором случае говорят о дефектах, которые возникают в процессе жизни ребенка и могут быть связаны с такими факторами, как:

    -родовые травмы;

    -повышенные физические нагрузки;

    -недостаток движения;

    -неправильно подобранная ученическая мебель;

    -ношение тяжестей преимущественно в одной руке и т.п

Проблема усугубляется из-за подбора неправильной обуви, ожирения, несбалансированного рациона ребенка, когда организм недополучает необходимые для укрепления костей и мышц витамины, минералы.

Профилактика нарушений осанки

Чтобы не допустить нарушения осанки, с раннего возраста с ребенком следует заниматься, приучать его к правильному распорядку дня, исправлять положение тела, когда он играет, есть, читает книгу или делает уроки. Помимо этого, профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста и дошкольников предусматривает:

    -регулярное проведение курсов массажа для укрепления и повышения тонуса мышц;

    -плавание в бассейне или открытом водоеме для формирования сильной мышечной системы, улучшения микроциркуляции;

    -прием витаминно-минеральных комплексов, обогащенных кальцием, магнием, фосфором, витаминами А, С, D, группы В;

    -выполнение физиотерапевтических процедур (например, магнитотерапия, лечение водой, минеральными грязями, тепловыми импульсами).

В процессе подбора мебели необходимо учитывать рост ребенка, чтобы, сидя за партой или на стуле, ему не пришлось сильно наклоняться, сутулиться. Ученический рюкзак подбирают таким образом, чтобы у него была жесткая спинка, обязательно были две лямки, регулируемые по длине.

Не лишним будет использовать разнообразные ортопедические изделия по рекомендации врача-ортопеда. Первые годы жизни ребенка, когда происходит формирование походки, постановка стопы, рекомендуется носить специализированную ортопедическую обувь. По мере взросления ее допускается заменить ортопедическими стельками или вкладками. Эффект от их применения тоже хороший.

Для обустройства спального места желательно выбрать ортопедический матрас и подушку. Модели таких изделий различаются по степени жесткости, наполнению. Объединяющим признаком становится то, что они помогают принимать анатомически правильное положение тела во время сна. Благодаря этому улучшается качество сна и отдыха, достигается расслабление мышц, снимается нагрузка с позвоночника.

Особенное место в общей программе занимает гимнастика для профилактики сколиоза у подростков и детей младшего возраста. В качестве оптимальных можно рекомендовать следующие упражнения для ежедневного выполнения:

    Низкий выпад. Исходное положение – стоя, руки вытянуты вдоль туловища. На счет раз подать праву ногу вперед и поставить ее на пол, согнув колено, руки при этом вытягиваются параллельно бедру. Такое положение нужно зафиксировать на полминуты-минуту. Далее упражнение повторяют, сменив ногу.

    Прогиб спины. Исходное положение – стоя на руках и коленях на четвереньках. Важно поставить ладони так, чтобы они находились на одно линии с плечевым поясом, а голени в согнутом виде создавали прямой угол. На входе необходимо опустить голову к груди и одновременно прогнуть спину вверх. На выдохе – опустить.

    Наклоны с опорой. Исходное положение – встать в паре шагов от стены или другой опоры (стол, стул), тело выпрямлено, руки вытянуты по туловищу, ноги расставлены на ширине плеч. Без резких движений подать корпус вперед, вытянуть руки и достать ладонями до опоры. Пружинящими движениями потянуться туловищем вперед, не сгибая локтей рук. Зафиксировать такую позу на минуту.

    Наклоны без опоры. Изначальное положение тела – прямо, руки вдоль корпуса. Затем туловище пожать вперед, наклонить его до тех пор, пока оно не будет расположено параллельно полу. Одновременно с этим развести руки в стороны, наклонившись, вытянуть перед собой и потянуться вперед до тех пор, пока не появится напряжение в позвоночнике.

Подобные тренировки моно выполнять самостоятельно, желательно делать упражнения дважды в сутки – утром и вечером. Длительность гимнастики не должна превышать 15 минут. Повторение каждого упражнения примерно по 5–10 подходов. Если соблюдать рекомендации и следить за осанкой, то проблем с нарушениями позвоночника у ребенка удастся избежать.