Мотольское двухклассное народное училище

Согласно «Отчетной ведомости за 1914 год по Мотольскому двухклассному народному училищу» само училище «существует с 6 мая 1864года. Училищный дом построен в 1872 году за счет общества и стоит от церкви в восьми-девяти саженях. Постройка училища следующая: дом длиною 24, шириною 12,5, высотой 1,5 аршина»… «Источники содержания училища: из государственного казначейства 1640 руб., от сельского общества 183 руб. 50 коп….» «Район училища состоит из одной деревни, составляющей одно сельское общество Мотольской волости. В нём душ мужских 3926, женского пола 3836, дворов 152, детей школьного возраста: мальчиков 218, девочек 211 (от 8 до 14 лет)»… «На 1 января 1913 года состояло учащихся: мальчиков 71, девочек 1. Окончило курс 8 мальчиков, выбыло 16 мальчиков. В 1914 году вновь поступило 24 мальчика, 4 девочки. На 1 января 1914 года состоит 66 мальчиков, 10 девочек. Православных: 66 мальчиков, 2 девочки, католиков – 2 девочки, евреев – 1 девочка, духовного звания – 1 девочка; детей сельского сословия – 66 мальчиков, 4 девочки. Число учебных дней – 197».

Эти сведения взяты из Гродненского государственного архива Ф.10, оп.2, ед.хр. 1212, л.1 1об. По ним можно судить, в каком трудном положении находились тогда крестьянские дети. По этим сведениям из 218 мальчиков и 211 девочек от 8 до 14-летнего возраста на 1 января 1913 года училось всего лишь 71 мальчик и 1 девочка. Остальные дети в школу не ходили и, само собой, разумеется, остались неграмотными. В этом документе сказано, что 66 мальчиков принадлежало к сельскому сословию. Это значит, что в школе учились только дети зажиточных крестьян, а беднякам трудно было и мечтать об учёбе, так как за школу надо было платить. В этом же документе говорится, что от сельского общества в год поступало 183 руб. 50 коп. Если учесть тот факт, что в Мотоле жили малоземельные крестьяне, которые не имели излишков продукции для продажи на рынок, а заработков в то время не было, то становится понятно, что не все крестьяне могли внести такую плату за обучение. В связи с этим в деревне редко кто умел читать и писать.

По Рижскому мирному договору 1921 года Западная Белоруссия, а в ее составе и д.Мотоль, принадле-жит Польше. При Польше в Мотоле работало повшехная школа, которая разме-щалась в бывшей «синей» школе и в нескольких наёмных домах. 

В школе работало 8 учителей и 1 священнослужитель. Учебу проводили на польском языке. Много уроков отводилось изучению Закона Божьего. Детей учителя часто били палками, «давали лапу».  

В школе занималось около 270 учеников, а обучению подлежало 800 подростков, живших в селе. Это значит, учился каждый третий ребенок, проживающий в деревне. Многие дети заканчивали по 2 или 3 класса, а затем прекращали учебу, так как дети помогали родителям по хозяйству, пасли скот. Следовательно, только немногие получали 7-летнее образование, и никто не мог учиться дальше в польской гимназии, так как за обучение надо было платить 320 злотых в год.

Осенью 1939 года произошло воссоединение Западной Белоруссии с БССР. В октябре 1939 года в Мотоле открывается школа, обучение в которой ведется на родном языке. В школу шли все крестьянские дети, а также много молодёжи.

В Мотоль осенью 1939 года по комсомольским путёвкам для поднятия народного образования в Западной Белоруссии были направлены Ольга Георгиевна Миронова, Черняк Тамара Николаевна, Литвинович Илья Дмитриевич.

Директором школы была назначена Ольга Георгиевна Миронова, 1916 года рождения, уроженка г.Сызрани Куйбышевской области. Ольга Георгиевна была отличным педагогом и учителем русского языка и литературы, способным организатором и руководителем. Она наладила в Мотоле пионерскую и комсомольскую работу, была секретарем комсомольской организации, перед войной была принята кандидатом в члены ВКП (б). Ольга Георгиевна Миронова работала директором школы до начала Великой Отечественной войны.

Мирную учебу мотольских детей нарушила Великая Отечественная война. 26 июня 1941 года немцы вошли в Мотоль. Подпольная борьба начала организовываться в первые дни после оккупации Мотоля немцами. Организаторами подпольной борьбы были Миронова Ольга Георгиевна, Калилец Иван Михайлович, Минюк Сидор Степанович. 

По распоряжению немецких властей поздней осенью 1941 года начали обучение детей в школе, с целью насаждения немецкого порядка. В Мотольской школе учителями стали работать: директор – Неустроев, бывший ещё царский инспектор начальных школ, живший на территории Западной Белоруссии при Польше. Учителями были Кудлович, Карпович.

 Решительную борьбу против немецких учителей повела настоящий директор школы Миронова О.Г., которая на приглашение идти работать авторитетно заявила, что она чужой, фашистской идеологии советских детей обучать не будет и призывает всех, кто не хочет стать изменником, не идти работать в эту школу. «Какой бы то общеобразовательной школа ни была, но воспитание в ней фашистское», – этим заявлением Ольга Георгиевна бросила резкий клич не пускать детей в школу. В немецкую школу пошел очень небольшой контингент детей (около 100 человек из 1000 подлежащих обучению). Школа просуществовала неполных 3 месяца и закрылась.

О.Г.Миронова была связной партизанского отряда. Она была верным и лучшим помощником и учителем Калильца И.М., воодушевляя молодежь на смелую борьбу против оккупантов.

Пламенная патриотка своей Родины, уважаемая населением Мотоля, Ольга Георгиевна Миронова была зверски расстреляна в Пинской тюрьме 15-18 июля 1942 года по доносу Милашевской.

В июне 1943 года немцы начали увозить мотолян в Германию. Люди старались спастись и семьями шли к партизанам на Споровские болота. Для их устройства по решению майора Цветкова и штаба соединения были организованы семейные лагеря.

К осени 1943 года было создано 3 семейных лагеря, в них насчитывалось более 1500 человек в каждом. Самым большим семейным лагерем был (второй) расположенный на острове «Петруся» под «Дубом». Командиром его был назначен Петровский Василий Игнатьевич, житель г.Иваново. Он с семьёй жил в лагере. В этом лагере большинство населения было из нашей деревни.

В лагере была организована школа по обучению грамоте детей. Организатором обучения была Минюк Анна Андреевна (жена Калильца И.М., комиссара отряда им. Е.Макаревича). Учителями работали Чернявская Ядвига Антоновна, Иванова Вера Георгиевна (бывший преподаватель БГПИ им. А.С.Пушкина), Козлова Мария (бывшая учительница д.Трилиски). Учили без книг и тетрадей, писали на песке и небольших клочках бумаги, которую доставали партизаны. Разрезную азбуку делали из дубовой коры, на березовой коре писали расписание уроков, таблицу умножения, метрические меры и примеры. Сами добывали мел и писали им на фанерной доске, прибитой к дереву. Занятия проводились на живописной полянке под развесистым дубом. Потому и школа называлась «зеленой».

Пионервожатой была Лена Мумырчик. Под её руководством в июне 1944 года 150 ребят «зеленой» школы были приняты в пионеры. Им повязали пионерские галстуки, сделанные из парашюта и окрашенные крушиной. Пионерами «зеленой» школы были Пташиц Степан Иванович, Мыщик надежда Никитична, Рацик Анна Петровна, Кульбеда Ольга Николаевна.

Юные ленинцы дали клятву на верность Родине, Партии. На сборе дружины присутствовали командование бригады им. Свердлова, бойцы, жители семейных лагерей и все люди – 320 человек. Затем был дан большой концерт. Ядвига Антоновна Чернявская написала пьесу «Юный мститель», которую сыграли ученики.

Пионеры и школьники собирали лекарственные травы для партизанского госпиталя, щавель для кухни, оборудовали спортивную площадку.

После войны в Мотоле работала неполная средняя школа (семилетка). В 1949 году открывается средняя школа. В 8-ой класс Мотольской средней школы пришли ученики из соседних деревень: Тышковичи, Панцевичи, Дедовичи, Упирово, Трилиски и др. 

В 1952 году был 1-ый выпуск. До 1955-1956 учебного года за обучение в 8-10 классах надо было платить. Одной из строжайших мер наказания учеников в это время было исключение из школы сроком на несколько дней. В это время проводится большая работа учителями школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. За учителями школы закрепляется определенное количество неграмотных и малограмотных для индивидуального обучения, проводится массово-разъяснительная работа по привлечению малограмотных в вечернюю школу рабочей молодежи.

В 1957 учебном году открываются двери нового теперешнего здания школы. 

В это время большое внимание уделяется физической подготовки учащихся. Ежедневно за 15 минут до начала занятий проводится утренняя гимнастика. Учащиеся школы принимают участие во всех районных спортивных соревнованиях.

Особой популярностью пользуются кружки: моделирования, танцевальный, хоровой, драматический, кукольный театр, юннатов.

В восьмидесятые годы в развитии советской школы накопилось много недостатков, которые становились тормозом её продвижения вперёд. Стала очевидной необходимость проведения реформы.

Педагогический коллектив активно включился в решение задач, поставленных реформой школы: повышение качества обучения и воспитания, совершенствование трудового воспитания и профориентации, повышение общественной активности учащихся на основе развития самоуправления. Среди разных путей преобразования школы педагогический коллектив отдаёт предпочтение дифференцированному обучению, на которое возлагаются большие надежды, так как оно позволяет отказаться от старых шаблонов учить всех учащихся одинаково, усилить гуманитарную направленность образования, снять учебные перегрузки, перейти к обучению детей с учетом их возможностей, способностей, склонностей и интересов.

Важное условие работы школы – демократизация. Администрация, учителя, ученики, родители едины в определении задач и путей их решения.

Формой демократизации управления школы является Совет школы, в котором представлены на равных началах ученики, педагоги, родители и представители общественности. Совет регулирует кадровую политику, формирует бюджет школы и т.д.

Честь школы защищали:

Адамович Иван Иванович – мастер спорта по десятиборью (1959 год). Козел Павел Павлович – защищал честь области по плаванию (1959 год). Михович Григорий Павлович – участник 2-ой Всесоюзной спартакиады народов СССР (1966 год). Рацик Иван Васильевич, Мацукевич Иван Васильевич, Мыщик Александр Куприянович, Калилец Пётр Степанович, Ксенда Григорий Каленикович, Шиколай Николай Миронович – защищали честь школы по футболу (1966 г.). Михович Иван Павлович, 1968 год – лёгкая атлетика, рекорд района по бегу с препятствиями, 1500 м. Кухарчук Сергей, Лукашевич Павел Иванович, Михович Михаил Сергеевич, Мацукевич Александр Николаевич, Минюк Мария Павловна, Тишина Лариса Михайловна, Мацукевич Надежда Ивановна – защищали честь школы на районных соревнованиях (1970-1972 гг.).

Рекорды школы по легкой атлетике установили:

Мороз Александр 1971 г., 1978 г.

Пташиц Ольга 1971 г.

Данилевич Иван 1974 г. 

Филинович Иван 1974 г. 

Филинович В. 1974 г., 1975 г., 1980 г. 


Пташиц Михаил 1974 г. 

Райкевич Н. 1975 г. 

Романович Сергей 1977 г. 

Палто Н. 1977 г. 

Данилевич К. 1977 г., 1978 г. 

Стасевич Ольга 1978 г. 

Кузюр В. 1978 г., 1980 г. 

Стасевич П. 1982 г. 

Полиенко П. 1984 г. 

Михович И. 1985 г. 

Стасевич Л. 1985 г. 

Марзан А. 2014 г.